Патентные войны добрались до интернета: Yahoo выбрала для иска к Facebook самый удачный момент
Yahoo обвинила Facebook в нарушении интеллектуальных прав. Газета The New York Times,
первая сообщившая об этой истории, пишет, что Yahoo требует
лицензионных отчислений за 10-20 патентов. Точного списка нет, однако из
слов знакомых с ситуацией источников американского издания следует, что
речь идет о широком спектре технологий, часть которых может лежать в
основе бизнеса Facebook. Претензии Yahoo стали полной неожиданностью. До
сих пор казалось, что патентные разбирательства интересуют
исключительно производителей смартфонов и мобильных операционных систем.
Момент для начала патентных ссор Yahoo выбрала крайне удачно.
Facebook сейчас готовится к своему «звездному» размещению на фондовой
бирже, в ходе которого компания рассчитывает на оценку в $100 млрд (в
пять раз больше капитализации Yahoo). Патентный шум — явно не то, что
требуется в преддверии IPO социальной сети, и компания, весьма вероятно,
может не захотеть доводить дело до суда. «Yahoo связалась с нами и
позвонила в The New York Times фактически одновременно. У нас пока не
было возможности ознакомиться с их требованиями», — отметила
пресс-служба Facebook.
Yahoo находится в затяжном пике все последнее десятилетие. Некогда
крупнейшая интернет-компания мира последовательно не смогла
воспользоваться двумя главными возможностями нового века — бурным
развитием поиска и контекстной рекламы и появлением социальных сетей. И
хотя Yahoo до сих пор владеет одним из самых популярных сайтов в мире,
извлечь из высоких показателей посещаемости прибыль у нее категорически
не получается: финансовые результаты ухудшаются от квартала к кварталу. В
результате Yahoo постоянно сотрясают перестановки в топ-менеджменте.
Совсем недавно у компании вновь сменился CEO. Кроме того, Yahoo в январе
покинул ее основатель Джерри Янг.
На фоне тотальной неспособности Yahoo приспособиться к новой
реальности ее претензии к одной из самых инновационных веб-компаний
современности будут восприняты интернет-сообществом крайне негативно.
Достаточно посмотреть на заголовки прессы:
в широком ходу слова «отчаяние», «позор» и «бесчестье». Но публичный
имидж Yahoo, кажется, волнует не слишком сильно. «Yahoo чувствует
ответственность перед владельцами, акционерами и сотрудниками и намерена
до последнего защищать свою интеллектуальную собственность. Мы будем
настаивать на том, чтобы Facebook начал платить нам отчисления за
использование запатентованных нами технологий. В противном случае нам
придется обратиться в суд», — заявил представитель Yahoo.
Примечательно, что Yahoo однажды уже провернула точно такой же трюк с
Google. Незадолго до размещения Google в 2004 году Yahoo обвинила
компанию Сергея Брина и Ларри Пейджа в незаконном использовании рекламной модели «pay per click» — краеугольного камня бизнеса поисковика. За несколько недель до выхода на биржу Google удалось урегулировать спор, передав Yahoo несколько миллионов своих акций.
Пока неясно, станет ли новый выпад Yahoo в отношении Facebook разовой
акцией или произошедшее стоит расценивать как новую бизнес-стратегию
руководства портала. В последнем случае у Yahoo неплохие шансы
существенно усложнить жизнь очень многим. Аналитики IEEE Spectrum оценивают патентное портфолио Yahoo как самое мощное во всей интернет-индустрии.
Будучи одним из пионеров World Wide Web с момента своего основания,
Yahoo успела скопить 1100 патентов, и еще свыше 2600 ожидают одобрения
регуляторов. Многие из этих технологий — части ДНК современного
интернета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий