пятница, 9 марта 2012 г.

Перспективы более чем заманчивые

25-26 октября в Амстердаме прошла сессия российско-нидерландского форума. В нем принимали участие представители ряда правительственных ведомств РФ, профильных комитетов Государственной Думы, руководители ряда банков, в том числе Сбербанка России. С нидерландской стороны присутствовали руководители Министерства экономики, председатели правлений ведущих банков Нидерландов. Главная тема, которая обсуждалась на форуме, – перспективы расширения двустороннего делового сотрудничества по различным направлениям.

Фон благоприятствует
По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между РФ и Нидерландами
только за восемь месяцев 2004 г. составил $10 млрд. За последние три года он увеличился почти в два раза. Нидерланды вышли на второе место после Германии среди крупнейших западноевропейских торговых партнеров России. Голландия входит также в список
лидеров стран-инвесторов на российском рынке: она увеличила объем инвестиций за период с 2000 года по июнь 2004 г. в 15 раз, до уровня $8.8 млрд. По объему прямых накопленных инвестиций в российскую экономику это государство заняло первое место среди иностранных инвесторов – $6.9 млрд. Важным событием форума стало подписание соглашения о долгосрочной кредитной линии на сумму 350 млн. евро Сбербанком России с банками группы ING. Соглашение предусматривает возможность финансирования на срок свыше 5 лет
проектов российских компаний, заинтересованных в импорте в Россию оборудования, машинно-технической продукции, технологий и услуг из стран ЕС. С российской стороны соглашение подписал президент, председатель правления Сбербанка России Андрей Казьмин,
от группы ING – председатель правления Мишель Тильман. 
– Цель данного соглашения, – рассказал нам Андрей Казьмин, – предоставление долгосрочных инвестиционных ресурсов российским предприятиям. Минимальный срок кредита пять лет, а максимальный – до 10 лет. Это – главная цель нашего визита сюда, поскольку подписание этого соглашения весьма выгодно как для Сбербанка, так и для его клиентов.
– А почему была выбрана именно ING?
– Здесь нет никакой подоплеки. У нас очень хорошие отношения со многими крупными
голландскими банками. ING для нас – давний банковский партнер, 70% документарного бизнеса с Нидерландами у нас идет через этот банк.
Объемы внешней торговли, обслуживаемой в Сбербанке, постоянно растут. Только за первое полугодие 2004 г. ее рост составил более 40%, а сумма экспорта из России превышает $400 млн., импорта – $100 млн. Причем данная сумма, подчеркнул А. Казьмин, может быть значительно увеличена, в том числе за счет расширения инвестиционной активности российских предприятий по использованию кредитной линии, соглашение о которой заключено. Группа ING представляет собой международный финансовый институт, основанный в Голландии, активно работающий в различных сферах банковской деятельности,
страхования и управления активами более чем в 65 странах мира. В штате ING свыше 100 тысяч сотрудников.
Дочерним банком ING в России является ING Bank EurAsia, с уставным капиталом в $50 млн., кредитным портфелем в $200 млн., портфелем ГКО – $600 млн. На российском рынке банк работает с 1994 года, предлагая полный спектр услуг для резидентов и нерезидентов по проведению операций в рублях и иностранной валюте.

О контроле и вмешательстве
Сдокладом в Амстердаме выступил также руководитель Федеральной службы по финансовым
рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин. Он любезно согласился ответить на наш вопрос.
– Какова Ваша цель присутствия на этом форуме?
– Для нас полезно изучить, как устроена организация, которая занимается регулированием и надзором на финансовом рынке, каковы ее полномочия, особенно в области правоприменения осуществления надзорных функций. Для нас это важно, так как в России ФСФР весьма ограничена в своих возможностях по наказанию за нарушения на финансовом рынке.
Службы по регулированию финансовых рынков в странах Европы имеют разный правовой статус. В редких случаях это чисто государственная организация – часть исполнительной власти. Как правило, это несколько обособленная организация.
Одна крайность в Великобритании. Здесь функционирует негосударственная по существу компания, которая действует на основе особого закона. Но назначение членов совета директоров происходит исключительно по решению министерства финансов.
В Нидерландах роль государства выше. Служба исполняет публичную функцию, но отделена от исполнительной власти (оперативное вмешательство органов государственной власти запрещается). Однако над ней существует контроль: ежегодно заслушивается отчет о ее деятельности, и правительство оставляет за собой право принимать решение об отставке
или новом назначении. Таким образом, оно контролирует деятельность организации, но не вмешивается в нее.
Изучая этот опыт мы намерены создать в России подобную службу на основе совершенно равных участников процесса, которые путем голосования принимают те или иные нормативные акты. Это нечто вроде Совета директоров ЦБ РФ или Совета управления финансовых услуг Великобритании. Но все такие регулирующие институты имеют, как правило, два органа: коллегиальный – для принятия решений по регулированию рынков, и единоначальный – по надзору, т.к. регулирование рынка требует учета многих моментов, а
наказание – это решение одного органа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий