воскресенье, 20 мая 2012 г.

Как Вайоминг чуть не стал самостоятельным

В буре экономического кризиса забываются все аргументы о пользе дружбы, интеграции и сотрудничества. Как показывает западный опыт, вместе хорошо лишь процветать. Но приходят мрачные времена, и табачок все стараются держать врозь. Принцип "каждый сам за себя" приобретает большую популярность, и люди готовы возводить заборы вокруг каждой деревушки.
Но одно дело, когда Франция и Германия предпринимают неимоверные усилия, чтобы избежать распада еще даже недостигшей совершеннолетия еврозоны и совсем иное, когда ростки центробежных тенденций появляются в таком устоявшемся государстве, как США. Между тем, здесь, в одном из горных штатов, Вайоминге, на полном серьезе начали подготовку к автономному плаванию. Свободолюбивые горцы едва не приняли законопроект, предусматривавший порядок действий на случай - вы только подумайте! - краха федерального правительства! Для придания проекту силы закона Палате представителей штата не хватило всего трех голосов.
Выдвинувшие законодательную инициативу политики Вайоминга, видимо, отчетливо почувствовали запах жареного: законопроект подразумевал введение внутренней валюты, создание собственной армии и даже возможность приобретения авианосца (Вайоминг - сухопутный штат - Ред.). Предполагалось, что окончательный комплекс мер, необходимых для начала самостоятельной жизни разработает специальная парламентская комиссия. Впрочем, по мнению основных инициаторов, последние два пункта - про армию и флот - вставили в законопроект его тайные противники. Перед рассмотрением в Палате эти идеи изъяли, а заодно вычеркнули и пункт о собственной валюте.
Не исключено, что с этим законодатели поторопились: разного рода региональные валюты вполне доказали свою эффективность в борьбе с финансовым кризисом еще во времена Великой депрессии. Да и сегодня такие эрзац-деньги с успехом используются в некоторых городах и Европы, и США, и во многих других уголках Земли. Такие региональные валюты эмитируются, как правило, местными муниципалитетами, имеют жесткую привязку к основной валюте государства (евро или доллару) и реализуются населению с дисконтом в 5-10 процентов. В пределах города или городского конгломерата ими можно расплатиться за товары и услуги местных производителей.
Именно в поддержке местного бизнеса и заключается как смысл региональных валют, так и их эффективность. Потратить местные деньги в городском филиале Mc'Donalds или сети супермаркетов Wall Mart не получится: вы волей-неволей пойдете в соседнюю лавочку, а если там нет нужного товара - в другую, подальше. Лавочник в свою очередь передаст их местному фермеру, а тот потратит в баре, у парикмахера или оплатит муниципальные услуги.
Например, в тех же США, в городе Итака штата Нью-Йорк, давно ходит местная валюта - часы. Как сообщает "Российская газета", мотивом для ее введения послужило то наблюдение, что жители этого сельскохозяйственного региона тратят свои деньги в сетевых супермаркетах, в то время, как сами магазины ничего не покупают у местных производителей. С введением "часов", одна единица которых приравнена к стоимости одного часа труда одного человека, депрессивный регион получил ощутимый толчок к развитию. Экономист Фридрих Хайек в свое время получил Нобелевскую премию в том числе и за теоретическое обоснование эффективности такой системы.
Хайек, представлявший ультралиберальное течение в экономике, предлагал пойти еще дальше, и вовсе отменить государственную эмиссию денег, отдав ее на откуп частным корпорациям. По его мнению, конкуренция разнообразных валют, так же, как и конкуренция товаров, привела бы в итоге к созданию более устойчивых и надежных платежных знаков. Со стороны это выглядит замечательно: регионы и компании освобождаются от диктата крупных корпораций, высасывающих из них деньги; страхуются от опасности ошибок руководства федеральной финансовой системы; муниципалитеты получают средства на реализацию социальных программ не по принципу "сколько удастся выбить из Центра", а по уровню развития местной экономики; малый бизнес процветает. В общем, все довольны, все смеются. И ведь это работает!
До поры, до времени. Местечковые эрзац-деньги и вправду хороши - но только при условии, что они остаются лишь экзотической валютой, применяемой с соблюдением большого количества жестких правил и только там и тогда, где и когда это жизненно необходимо. Если же собственные деньги начинают напропалую печатать все регионы страны, это, как указывает в той же "Российской газете" президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, приводит к их фактическому отделению. По крайней мере, когда в Аргентине попытались максимально использовать идеи Хайека, оказалось, что это только углубляет экономические кризисы, создает общенациональные экономические риски. Аргентинский эксперимент закончился к 2001 году невиданными социальными потрясениями.
Трудно сказать, сами ли законодатели Вайоминга пришли к пониманию смысла русской пословицы "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось", или их подтолкнули к этому вышестоящие товарищи, однако горному штату придется переживать экономическую бурю в одной лодке с другими регионами США. 
Илья Никонов



Комментариев нет:

Отправить комментарий