понедельник, 7 мая 2012 г.

Дисконт приходит в каждый дом

Сегодня 97 процентов россиян имеют дисконтные карты, хотя еще шесть лет назад этот процент был ничтожно низок - накопительными картами владели всего 27 процентов наших сограждан. Зачастую врученные приветливыми продавцами в подарок или полученные при большой покупке, карты на скидку по назначению не использовались, а оседали дома. Что же изменилось?

Сегодня социологи отмечают значительный рывок вперед популярности дисконтных карт. Все чаще россияне руководствуются наличием карты при выборе магазина техники, косметики или одежды. А иные граждане и вовсе признаются, что ощущают свою важность и некий статус, когда видят у себя в кошельке или визитнице множество пластиковых карточек, обеспечивающих скидку при покупке.

Но еще в 2006 году опросы показывали пренебрежение, с которым россияне относились к дисконтам. Большинство наших сограждан проявляли себя ярыми максималистами, мол, невелика скидка -10 процентов, вот если бы было 50 или 70 процентов - другое дело. Широкая русская душа не позволяла доставать из кошелька карточку на 5 процентов, выданную при прошлой покупке и протянуть ее кассиру. Однако карты на скидку медленно и терпеливо завоевывали сердца клиентов. Дисконты стали появляться повсеместно, пластиковые карты покупателям вручают в подарок в каждом втором магазине, начиная от супермаркетов и заканчивая книжными или зоомагазинами. Если на данный момент спросить у россиянина, сколько у него есть карт и какими он реально пользуется, окажется, что пластиковые карты у каждого имеются стопками, и бывают в действии достаточно часто. Тем временем, наличием накопительных карт могут похвастаться лишь 34 процента опрошенных граждан, а еще 26 процентов имеют подарочные.

Но наибольшую популярность у россиян завоевали карты на скидку в магазинах техники и электроники. Они есть у 74 процентов россиян. Их чаще всего используются по назначению в связи с высокой стоимостью техники, поскольку даже минимальные скидки здесь могут сыграть весьма положительную, а порой и решающую роль. В меньшей степени россияне пользуются картами из продуктовых магазинов, а также бутиков одежды и обуви.

Скидочные карты в магазины продуктов имеют 64 процента наших соотечественников, и это направление, по-видимому будет и дальше прогрессивно развиваться. Ведь зачастую граждане предпочитают совершать покупки в одном и том же супермаркете, выбор которого зависит либо от близости расположения, либо от ценового диапазона. Кроме того, розничные торговые сети развиваются в России, особенно в крупных городах, столь стремительно, что наличие карточек на скидку, которая подкупает клиента, становится одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы.

Между тем, 62 процента россиян имеют скидки в магазинах одежды и обуви. Владельцами таких карточек в большей степени являются граждане в возрасте до 25 лет, что вполне логично, поскольку в последние годы россияне зачастую предпочитают семье карьеру, и не спешат обзаводиться детьми, а заработанные ими деньги быстро перенаправляются в модные бутики. Эти же клиенты, по-видимому, внесли значительный вклад в продвижение дисконтных карт в магазины парфюмерии и косметики. С 2006 года количество обладателей этих карт возросло в два раза.

По данным социологов, наиболее активный спрос на дисконтные карты наблюдается именно со стороны "прекрасного пола" возрастом от 25 до 34 лет. При этом особенно подчеркивается, что держательницы карт имеют высшее образование. А "продуктовые карточки" чаще держат граждане в возрасте 35-44 лет, что по-видимому, объясняется потребностью кормить семью. Между тем, мужчины до 25 лет и без высшего образования ведут себя достаточно пассивно по отношению к пластиковым картам, впрочем, как и граждане с высоким заработком.

Социологи отмечают интересную тенденцию - с ростом популярности дисконтных и накопительных карт в российском обществе запросы на предлагаемую скидку стали более скромными. Как и шесть лет назад, дисконтные карты в большинстве случаев достаются в подарок, однако теперь наши сограждане принимают их с удовольствием, даже если "пластик" способен обеспечить скидку всего на 5 процентов. В то же время граждане честно признались, что действительно приятной скидкой для них является 25 процентов от стоимости товара.

Немаловажным шагом россиян в мир потребления является готовность покупать дисконтную карту самому. На данный момент 35 процентов граждан, владеющих пластиковыми картами, приобрели их самостоятельно. И отношение к таким картам более бережливое. Если шесть лет назад при утере карты никто бы не расстроился, то теперь потеря этой важной части цивилизованной жизни может вызвать преддепрессивное состояние. В настоящее время все чаще можно услышать фразу: "У меня украли кошелек, ладно бы там были только деньги, но там были карточки!".


С одной стороны, за шесть лет российское общество потребителей "повзрослело", научилось делать выгодные покупки, выбирать из тех возможностей, которые предоставляет развитый рынок розничной торговли. С другой стороны, россияне стали более подчинены "титанам торговли". Все чаще наши сограждане, полагая, что решение принимают сами, становятся марионетками в ловких руках маркетологов, а нитями, которые связывают тех и других, являются пластиковые карточки на скидку

Елизавета Польская

Комментариев нет:

Отправить комментарий