Вопрос о ревальвации юаня, порядком набивший оскомину и, казалось бы, ушедший с первых полос экономических изданий, рискует снова туда вернуться: в середине апреля правительство Китая расширило дневной торговый диапазон валютной пары USD/CNY с 0,5% до 1%. Кроме того, были увеличены квоты на покупку национальной валюты для нерезидентов и облегчен процесс приобретения ценных бумаг на внутреннем рынке.
Решение государственных органов Поднебесной сделать очередной шаг к либерализации валютного рынка давно ожидалось мировым сообществом. Оно было принято в условиях непрекращающегося давления со стороны США и МВФ, которые многократно подчеркивали необходимость усиления курса юаня. При этом политику Соединенных Штатов легко понять: только за прошлый год торговый дефицит страны при взаимодействиях с Китаем вырос на 8% и составил $295 млрд. Сильный юань смог бы привести к ограничению китайского экспорта и стимулировал импорт, в результате чего темпы роста показателя могли замедлиться.
В качестве основных препятствий, мешающих этому процессу, рассматривались жесткие валютные ограничения, установленные в Поднебесной. В частности, наличие узкого дневного торгового диапазона по валютной паре USD/CNY, который не позволил китайской валюте вырасти по отношению к доллару США более чем на 4,4% за 2011 год.
Динамика курса валютной пары доллар США/юань в 2011-2012 годах
Источник:mfd.ru
Двукратное увеличение торгового диапазона наряду с расширением квот для иностранцев способно привести к усилению нисходящей динамики USD/CNY. Вместе с тем результаты либерализации валютного рынка могут быть неоднозначными. С одной стороны, макроэкономические показатели Китая свидетельствуют о замедлении экономического роста и показывают необходимость девальвации национальной валюты, с другой — желание Поднебесной придать своей валюте статус мировой будет стимулировать спрос на юани.
Действительно, несмотря на прогнозы аналитиков, темпы роста ВВП за 1-й квартал текущего года составили всего 8,1% против 8,9% в последнем квартале 2011 года. При этом прогнозируется дальнейшее замедление основного макроэкономического показателя. В таких условиях поддержку мог бы оказать чистый экспорт, но стране едва удалось вернуть положительное сальдо внешней торговли в марте после катастрофических данных, зафиксированных в феврале.
Более быстрый рост юаня будет оказывать давление на китайских экспортеров и стимулировать потребление импортных товаров внутри страны. В результате темпы экономического роста могут еще больше замедлиться. В таких условиях правительству было бы выгоднее наоборот ослаблять национальную валюту.
Вместе с тем начавшаяся с 2008 года политика Китая по вытеснению американских долларов из внешнеторгового оборота в условиях увеличения квот для нерезидентов будет способствовать росту спроса на юани на внутреннем рынке. Напомню, что на протяжении последних четырех лет Поднебесная подписала соглашения о валютных СВОПах примерно с 20 государствами. Их общая сумма оценивается в 1,5 трлн юаней (около $238 млрд), а величина двухсторонней торговли с данными экономическими субъектами составляет 30% от совокупного объема китайской внешней торговли.
Последнее соглашение было заключено в конце марта текущего года с Австралией: на 200 млрд юаней (около 30 млрд австралийских долларов). Оно предусматривало возможность продажи центральными банками Китая и Австралии национальных валют стран-контрагентов на внутреннем рынке с целью осуществления расчетов по внешнеэкономическим контрактам. В результате у субъектов хозяйствования отпадает необходимость заключать соглашения в долларах США, что сокращает их издержки по конвертации.
Усиление позиций юаня и рост импорта Поднебесной может способствовать укреплению позиций стран — торговых партнеров Китая. В частности, речь идет о той же Австралии. По итогам февраля-марта в стране было зафиксировано отрицательное сальдо торгового баланса, что оказывало давление на курс национальной валюты.
Динамика торгового баланса Австралии в 2010-2012 годах, млн австралийских долларов
Источник:www.tradingeconomics.com
При этом Китай является основным торговым партнером Зеленого континента: объем внешней торговли между двумя странами оценивается в $110 млрд. Австралия поставляет Пекину природные ресурсы, а Поднебесная реализует своему южному партнеру широкий круг промышленных товаров.
На фоне хороших данных по рынку труда возвращение Австралии к положительному сальдо внешней торговли под влиянием усиления юаня и роста экспорта в Китай может привести к тому, что Резервный банк Австралии начнет сомневаться в необходимости снижения основной процентной ставки в стране. Что, по мнению большинства аналитиков, неизбежно и намечено на май текущего года. На мой взгляд, фактор уменьшения процентных ставок уже учтен рынком, и всякое неожиданное решение может сыграть на руку австралийской валюте.
В среднесрочной перспективе под влиянием роста интереса к низкорискованным валютам курс AUD/USD может продолжить снижение, однако падение будет не столь глубоким, как по другим инструментам, связанным с долларом США. Участникам рынка FORTS сложившуюся ситуацию можно использовать для открытия длинных позиций от уровней 1,00-1,02 с целью 1,08-1,10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий